Об агафонах-рябинниках и сельском диалекте: ГТРК «Кострома» раскрывает легенды села Матвеево в Парфеньевском районе

12 февраля 2019 г.

Наша съёмочная группа побывала у местных старожилов и выведала все древние сказы, связанные с историей их села. Подробности – в следующем репортаже:

На въезде в село Матвеево Парфеньевского района путников встречает удивительно красивая стелла в виде зелёного дерева. Ее установили летом прошлого года – по инициативе и на деньги уроженцев села. На кроне – указание года, когда село впервые упоминается в летописях – 1620-й. И герб. Он был присвоен Матвееву тоже сравнительно недавно – в 2016-м. Если присмотреться, то этот символ со скрещёнными топорами нанесён на все местные автомобили. Есть он и в каждом матвеевском доме. Чем так гордятся местные жители? Какие легенды передают из поколения в поколение?

Село Матвеево в царские времена насчитывало сотни дворов и несколько тысяч населения. Сегодня здесь живут 300 человек. Но они не только хорошо помнят то, что было. Но стараются и сохранить, и увековечить свою историю.

В администрации Матвеевского сельского поселения есть и официальные свидетельства, полученные в геральдической палате России. Отныне герб Матвеева состоит из нескольких элементов. Это скрещённые топоры – символ плотницкого ремесла, которым издавна славилось Матвеево. Виноградная лоза означает христианскую духовность, рябина символизирует экологическую чистоту. Ну, а белый груздь – царь грибов и главное богатство парфеньевских лесов. Впрочем, герб отражает и легенду об агафонах-рябинниках. Так вот уже почти 4 века называют матвеевцев. Почему? А дело вот в чем.

С XVII века Матвеево принадлежало династии князей Репниных. Один из помещиков, Никита Иванович, однажды выписал плотников из Матвеева в другое своё имение на Орловщине – для строительства конюшни. Однажды после работы плотники полакомились виноградом, растущим в барской теплице, приняв его за рябину. А когда разгневанный барин призвал их к ответу, условились говорить одно и то же. Каждый из них на вопрос «Как тебя зовут?» отвечал: «Агафон». И когда барин спрашивал: «Что ел?», каждый говорил: «Рябину!»… Так и обругал он в сердцах всех плотников агафонами-рябинниками. Но наказывать не стал, подивившись их смекалке да взаимной поруке. За плотниками так и закрепилось это прозвище, привезённое ими домой и постепенно перешедшее на всех местных жителей».

Не все старожилы, правда, эту легенду поддерживают. Говорят: всё это, мол, крестьянские анекдоты. И выдвигают свою версию про агафонов-рябинников. Дескать, всё дело в местном диалекте.


  Юрий Шаров, житель с.Матвеево: «Агафоны – потому что говор был. А рябинники – они дополнительно еще и «якали»: «рябята», «тялята»… Смеялись: «Рябят, пойдёмте по тялят, а по пути рябины наломаем».

В Матвееве даже издали толковый словарь «агафонского говора». Его составитель – местный житель Александр Костров. Его дед был потомком одного из тех самых первых агафонов-плотников, что съели барский виноград. В сборник вошло 3 тысячи оригинальных и подчас смешных слов, среди которых есть число плотницкие выражения. Например, «заруба» - гнездо в бревне нижнего венца сруба. И многие другие слова.


  Александр Костров, составитель словаря: «Воде де» – значит, не получишь ничего. Вот такой разговор».

В Матвееве городской житель сразу чувствует разницу между городом и деревней. Удивительно белый снег, в воздухе пахнет печкой, и вокруг – оглушающая тишина. Местные власти не скрывают: в селе всё труднее удержать людей. Многие уже уехали.


  Сергей Жданов, глава матвеевского сельского поселения: «Молодежь уезжает. Конечно же, уезжает. Даже если взять последние 5 лет конкретно по Матвееву – не меньше 7 семей уехало. С детьми».

Но даже находясь в других городах, матвеевцы держат связь со своей малой родиной, создают группы в социальных сетях.  В следующем году собираются на большой юбилей – 400-летие села. И не теряют надежды на возрождение этой земли. Пока еще слышны здесь детские голоса – есть слабая надежда на то, что Матвеево не превратится в деревню-призрак, каких уже много во всей Костромской области. И местные легенды, в том числе про агафонов-рябинников, проживут еще не один век.

 

 
 
Лесные вести. Проект ГТРК "Кострома"

Отзывы по этой странице

Леонид (15 февраля 2019 г. 23:17): история,люди
Спасибо Землякам-Жданову С,Кострову А,Шарову Ю.

Оставить свой отзыв

Ваше имя:
Email:
Тема отзыва:
Отзыв:
Стань мобильным репортёром
Музей
Выпечка от Томаса
Россия-24