13 января 2020, 13:48 2 799

Герман Комлев – костромич, которому в советское время доверяли рисовать Ленина и Деда Мороза

Корреспондент ГТРК «Кострома» разыскала сына известного художника, чтобы больше узнать о его отце.

Герман Комлев – костромич, которому в советское время доверяли рисовать Ленина и Деда Мороза

В этом году в моду вернулись иллюстрации с советских добрых поздравительных открыток. Городские улицы украсили плакатами с рисунками художника В.Зарубина, подставку елки в драмтеатре имени Островского, установленную для школьников, обклеили раритетными открытками. Знакомые с детства каждому, кто родился в СССР, картинки смотрят нынче с упаковок подарков, с флажков и гирлянд, и даже с банальных бумажных салфеток. Фигурные новогодние пряники на прилавках магазинов – и те, подчас, украшены сюжетами советских открыток. На одном из таких пряников мы углядели очень знакомую картинку, автором которой был наш известный земляк – Герман Алексеевич Комлев.

Он был одним из ведущих в Советском Союзе художников-мастеров почтовой миниатюры. Комлев – автор 426 почтовых марок и блоков, 466 конвертов, 141 почтовой карточки и более 100 специальных почтовых штемпелей!

Родился Герман Алексеевич в октябре 1933 года в Судиславле в многодетной семье. В 1947 году, по окончании семи классов, поступил в Костромское художественное училище. Учился у Николая Павловича Шлеина, который был в то время директором школы. Но училище пришлось оставить после второго курса, так как обучение было платным, а денег на учёбу в семье не хватало. Пришлось искать работу. Но своего увлечения Герман не оставлял – занимался в изостудии при костромском Дворце пионеров у Алексея Ивановича Рябикова. В дальнейшем помогла Комлеву, как ни удивительно, служба в армии. Его призвали на Балтийский флот, но служить талантливому молодому человеку довелось при ленинградском Клубе моряков художником-оформителем. И демобилизовавшись, Герман продолжил работать в клубе. Начал сотрудничать с газетами и журналами. Затем Комлев очень много трудился на поприще советской рекламы, создавал плакаты, каталоги, проспекты, этикетки. С середины 1960-х годов он начал работать в жанре почтовой миниатюры, что и стало его делом до конца жизни.

Герман Комлев не забывал никогда родные места, навещал родных. Его привечали власти, организовывали встречи с коллективами колхозов и предприятий, он проводил занятия в Судиславской детской художественной школе, печатал свои рассказы и статьи в местной газете. В 1997 году Герману Алексеевичу Комлеву было присвоено звание «почетный гражданин посёлка Судиславль». Умер он летом 2000 года в деревне Митюшино Судиславского района.

Сын художника Константин Германович живет в Москве. Он не пошел по стопам отца и выбрал себе не гуманитарную профессию, закончив Московский автомобильно-дорожный технический университет. Корреспондент ГТРК «Кострома» разыскала сына художника, чтобы больше узнать о его отце. И вот первый вопрос, который мы задали Константину Германовичу:

Не обидно ли, что в Костроме использовали для украшения плакаты-открытки художника Зарубина, а не работы земляка, Германа Комлева?

- Нет, не обидно. Город решил так. Хорошие работы, праздничные.

Много ли именно новогодних открыток было у Германа Комлева? Какие ваши любимые?

- Все работы отца я могу определить по «почерку» работ новогодние или любые другие. Мне очень нравилась тема «Ну, погоди!» Там едут герои из мультфильма в «ретро-автомобиле».

Как у вас отмечали Новый год?

- Новый год отмечали исключительно в семье. Редко с близкими друзьями.

Друзьям, наверное, отправляли «свои» открытки?

- Специально поздравления с работами Германа Комлева не отправляли, честно признаться.

У Германа Комлева большой пласт работ связан с космонавтами. Были лично знакомы с Юрием Гагариным или кем-то еще?

- Герман Алексеевич с 1978 года работал над темой «Космос». При подготовке рисунков он познакомился с космонавтом В.А. Джанибековым. А вот с Гагариным знаком не был.

Государство ценило художника-иллюстратора?

- В советское время такие работы оплачивались очень прилично. У отца есть медаль «За доблестный труд», которую учредили к юбилею со дня рождения Владимира Ильича Ленина, много грамот от министерства связи. В 90-е стало очень непросто, заказов было мало.

 
 
 
 
 
 
 

У вас сохраняется связь с Костромой и Судиславлем?

- Я очень люблю и Кострому, и Судиславль. Часто там бываю. Есть родственники в Судиславле, там проживает сестра Германа Алексеевича – Галина.

Некоторое время назад в Костроме создали книгу и диск с работами Комлева. Они у вас есть?

- Идея создания книги о Германе Алексеевиче, а далее и диска, принадлежит филателисту из Костромы В.А. Бекишеву. Но осуществили ее уже другие филателисты из Костромы. Диски и книга у меня есть. Очень приятно было их получить.

Мечтали ли вы в детстве тоже рисовать открытки?

- Отец никогда не хотел, чтобы его дети были художниками. Я по специальности инженер-механик по автомобилям. Работаю по специальности, что редкость в наше время.

Наблюдали вы за созданием открытки? Помогали в чем-то? Советовали?

- Многие работы я наблюдал в процессе создания. Знаю их первоначальную версию, потом были исправления цензурой Худсовета.

Цензура могла что-то запретить в поздравительных открытках?

- Да. В советское время было тяжело пробиться в ряды тех, кто создавал марки или открытки на всю страну. Ленина, например, допускалось рисовать только двум-трем художникам в издательстве. Герман Алексеевич принадлежал к их числу.


Интервью брала Елена Тузова.