20 сентября 2020, 09:17 1 506

20 сентября: костромичи поминают губернатора Шершунова

Сегодня памятный день. 20 сентября 2007 года в Подмосковье на 76-м километре Ярославского шоссе недалеко от Сергиева Посада в аварии погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов вместе с водителем Владимиром Цветковым.

20 сентября: костромичи поминают губернатора Шершунова

Около половины первого ночи «Мерседес», на котором губернатор ехал в столицу, на огромной скорости врезался в «Форд Фокус», выехавший на встречную полосу. Удар был такой силы, что автомобили разлетелись на куски: двигатель «Форда», например, нашли в 15 метрах от места аварии. «Мерседес», повернувшись на 180 градусов, улетел в кювет более чем на 30 метров. Виктор Шершунов и его водитель погибли на месте. Подушка безопасности на «Мерседесе» сработала, но не спасла губернатора. Скорее, наоборот - по одной из версий, губернатор и его водитель не были пристегнуты, и удар подушек стал для них смертельным (на телах не было сильных внешних повреждений). Водитель «Форда», руководитель ярославской транспортной фирмы «НК транс», Андрей Никифоров выжил. Вероятно, его спасло, что он был пристегнут ремнем безопасности. К тому же удар «Мерседеса» пришелся в правый, противоположный от водителя борт. С тяжелой черепно-мозговой травмой и множественными переломами ног он был срочно госпитализирован с места аварии.

Виктор Шершунов спешил в Москву для участия в рабочем совещании Росатома по строительству атомной станции в городе Буе Костромской области. Моросил дождь. Серебристый «Мерседес» S-430 губернатора несся на большой скорости по практически пустынной трассе. Вопреки специальному Указу Президента Владимира Путина машина двигалась без милицейского сопровождения. Ранее по стране прошла целая волна аварий с высокопоставленными чиновниками, депутатами, мэрами городов и главами регионов, самой громкой из которых стала трагедия, случившаяся двумя годами ранее, с губернатором Алтайского края Михаилом Евдокимовым.


Виновником аварии, как признал суд, стал ярославский предприниматель. «Водитель «Форд Фокуса», находясь в утомленном состоянии и превышая скоростной режим, уснул за рулем». Так написано в материалах уголовного дела. Уйти на высокой скорости от столкновения было практически невозможно. «Форд» занесло, он влетел на «встречку» боком, а дорога, где произошла авария, как выяснилось позже, оказалась на 40 сантиметров уже нормативов.

Об аварии сообщил случайный водитель, проезжавший мимо. Он за несколько минут домчался до ближайшего поста ГИБДД на пересечении Ярославского шоссе с Московским большим бетонным кольцом (в просторечии именуемым «бетонкой») в 4 км от места аварии. Через полчаса оно уже оцеплено — работали медики, спасатели и сотрудники ГИБДД.

В администрации Костромской области честно признали: губернатор Виктор Шершунов нарушал Указ Президента, запрещающий передвижение региональных лидеров без машин сопровождения. Как и многие другие губернаторы, он считал, что машины сопровождения ограничивают скорость. Когда Евдокимов погиб, он, конечно, сперва ездил с сопровождением, а потом снова «расслабился». Губернатор и сам частенько садился за руль. И тоже «превышал», любил быструю езду.

123.jpg

Спустя два года после аварии суд признал виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц, ярославца Андрея Никифорова. Адвокатом его выступал Андрей Карпов, защищавший в свое время Олега Щербинского, которого обвиняли в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Приговор – 3 года колонии-поселения плюс выплаты 300 тысяч рублей за моральный вред вдове водителя и 1 миллион 300 тысяч рублей Администрации Костромской области за разбитый «Мерседес».

Руководил регионом Виктор Шершунов 11 лет. Виктор Андреевич закончил юрфак Казанского госуниверситета, работал в прокуратуре Костромы, возглавлял административно-правовое управление Костромы, а затем и области. Он шел на выборы с лозунгом «За перемены без потрясений». В декабре 1996 года Шершунов победил легко. Голосовали не столько «за» Шершунова, сколько «против» действующей власти, с которой ассоциировалась безрадостная действительность в регионе. Многим памятны те времена: акции протестов и «марши пустых кастрюль», спад производства в полтора-два раза по всем отраслям, безработица и многомесячные долги по зарплате и выплате пенсий. Например, в первый месяц руководства Шершуновым – в январе 1997 года - собственные доходы региональной казны составили 9 миллионов руб., а текущая зарплата бюджетников области на тот момент составляла 68 миллионов.

Кстати говоря, в условиях дефицита в бюджете из-за того самого злополучного «Мерседеса» разразился скандал. В 2003 году, когда Шершунов подписал указ о его приобретении, депутаты в регионе возмутились, что глава региона потратил на иномарку 4 млн 159 тыс. рублей — в 4 раза больше, чем предусматривал бюджет. Губернатор тогда объяснял, что на старом «Вольво» неудобно приезжать в Москву и встречать в регионе гостей из столицы. Депутаты требовали от него продать дорогого «коня» и вернуть деньги в бюджет. И даже дело доходило до обращений в арбитражный суд.

Виктор Шершунов человеком был сильным и властным. Очень любил футбол и классическую борьбу. Отец троих сыновей. 16 ноября 2007 года костромскому губернатору исполнилось бы 57 лет. А в этом, 2020 году, Виктор Андреевич отметил бы 70-летний юбилей.

201841226866-1_s.jpg

Губернатор Шершунов был похоронен на центральном кладбище. На месте трагедии была построена небольшая часовня. Сейчас, по инициативе Митрополита Костромского и Нерехтского Феропонта, рассматривают вопрос переноса часовни с места гибели Шершунова в село Татарское Нерехтского района.