23 апреля 2019, 18:26 1 549

Проект ГТРК «Кострома», посвящённый Дню Победы : работа костромской промышленности в годы войны

Проект ГТРК «Кострома», посвящённый Дню Победы : работа костромской промышленности в годы войны

Александре Павловне Кокушенковой 95 лет. В годы войны она работала на Судомеханическом заводе слесарем. Пришла туда в 16 лет после окончания ремесленного училища. Здесь строили боевые катера – по несколько десятков в год, вспоминает слесарь с полувековым стажем. На станке Александра Павловна вытачивала детали. За качеством следили строго, говорит ветеран. Понимали, что это наш вклад в победу. И действительно, по словам командующего волжской флотилией контр-адмирала Дмитрия Рогачева, который лично приезжал на завод благодарить рабочих, костромские речные катера немцы прозвали «морской флотилией». Они были маневренны и оттого неуязвимы для наводчиков. Участвовали суда в Сталинградской битве, в боях на Дунае – при освобождении Венгрии и Югославии. План на судомехе выполняли на 200%, вспоминает Александра Кокушенкова.


  Александра Кокушенкова, труженик тыла: «Работали по 12 часов. Потом приходили ненадолочко домой и снова вставали, шли на работу. Все занимались только работой».

Женщина-слесарь в годы войны – явление обычное. Вместо ушедших на фронт мужчин становились к станкам даже пенсионеры. Вот заметка из малотиражки льнокомбината имени Ленина. «Мне 82 года» – написано в ней, – «но я с производства не уйду». На комбинате трудились и подростки. Среди них были не только костромичи, но и ребята, эвакуированные в Кострому из блокадного Ленинграда.


Виктор Афанасин, заведующий музеем БКЛМ: «Среди них есть молодежная бригада Коли Белякова. Самому ему на фотографии лет 12. Отец и мать у него от голода умерли, работая на Кировском заводе. И таких детишек у нас работало 250».  

Из льняных тканей шили подсумки, вещь-мешки и плащ-палатки. «Скромно значилась на ней марка костромского комбината», – писал один из фронтовых поэтов. Всего за годы войны комбинат имени Ленина выпустил 50 миллионов квадратных метров ткани и 6,5 тысяч тонн льняных нитей, из которых делали парашютные стропы. Завод «Рабочий металлист» выпускал боеприпасы. 122 миллиметровые снаряды, мины, фото-авиабомбы. Работали в городе и предприятия, вывезенные с оккупированных территорий. Например, Ржевский механический завод. Там изготавливали боеприпасы. Лесные районы области поставляли лес и фанеру – для авиастроения. А еще в Костромской области делали полевые кухни, котелки, шили гимнастерки. Согласно архивным документам, только в 1944-м на предприятиях города было изготовлено 32 тысячи пар лыж, 111 тысяч вещь мешков, 14 тысяч маскировочных халатов.


  Олег Де Рибас, главный архивист Архива новейшей истории Костромской области: «В силу многовековых традиций, наш регион был всегда опорным для страны. Все костромичи поддержали, включились самым существенным образом, самоотверженно в выполнение задач, стоящих перед народом».

Костромской памятник труженикам тыла установлен, в том числе, в честь и этих мастеров. Ну, а на предприятиях региона сегодня чтут память своих работников. Здесь есть свои музеи военной и трудовой славы – и даже Вечный огонь, как на Судомеханическом заводе.

 

html
Live