28 Сентября 2018, 19:47 601

Судьба земляка: журналисты ГТРК «Кострома» вернули из небытия имя авиаконструктора Виктора Чернышёва

Ни Гугл, ни Яндекс о человеке, по сути, создавшем советскую авиапромышленность, ничего не знает. Во всемирной сети о Викторе Чернышёве попадаются лишь крупицы информации: 5 фотографий да 2 газетные статьи. Его имя было намерено стёрто из истории в 1937 году. Сегодня из небытия костромича вернули журналисты Костромского Областного радио, и непосредственно ведущая программы "Истоки" Рузанна Севикян. Ей даже удалось разыскать внучку авиаконструктора.


Рузанна Севикян, ведущая радиопрограммы "Истоки": Вот когда находишь о костромиче всего 3 строчки. И понимаешь, что он сподвижник Туполева, а у нас ни слова, ни звука, ни увековечивания памяти! Никто и ничего, даже в архиве городском ничего нет. И у меня был даже не исследовательский азарт, а такое чувство несправедливости и желание эту справедливость восстановить.


Виктор Николаевич Чернышёв родился в 1900 году в Ярославской губернии. Но семья практически сразу переехала в Кострому - жили Чернышёвы в Заволжье, на Нижненабережной. Так что реальное училище Виктор оканчивал уже здесь. В 1917-ом году он вступил в партию. Руководил молодежным коммунистическим кружком, был редактором газет "Северный рабочий", "Ветлужская правда", работал агитатором на Западном фронте. А затем - судьбоносный поворот - партия отправляет Чернышёва учиться в Военно-Воздушную академию Жуковского. Параллельно он начинает работу в Центральном аэрогидродинамическом институте. Там он попадает под крыло легендарного Туполева. В 1931-ом Чернышев даже был его заместителем. Вместе они создают несколько самолетов, в том числе рекордсмена АНТ-25. На нем Чкалов совершил беспосадочный перелет "Москва-Северный полюс-США".


Татьяна Чернышева, внучка авиаконструктора: В 30-ом году за успешную работу в самолетостроение Совнарком наградил Виктора Николаевича автомобилем Форд. Машину конфисковали, но совершенно случайно остался багажник от этого Форда. Он у меня на даче. А багажник - это такой огромный кожаный сундук.


В 1933 Виктор Чернышёв за вклад в авиастроение и укрепление обороны страны получает орден Ленина. А годом позже его премируют поездкой в США. Там Чернышёв посещает авиазаводы, подробно изучает опыт западных коллег. По возвращению в газете "Правда" выходит большая статья, где Виктор Чернышёв хвалит американский подход к самолетостроению, организации полетов, обслуживанию техники и в целом авиапромышленность.


Цитата: "Высокая надежность самолетов определяется высоким техническим уровнем американской промышленности и прежде всего высоко специализированной промышленностью, обслуживающей авиацию. Самолетные заводы имеют авиационные материалы (стали, сплавы алюминия) исключительно высокого качества. Наша промышленность также производит такие материалы, но качество их заставляет еще желать лучшего».


Эта статья стала роковой для Виктора Николаевича. В 1937 году НКВД обвинит конструктора в шпионаже. И 26 ноября Виктора Чернышёва расстреляют. Его жену сошлют в Казахстан, детей упекут в детдом. На семью повесят клеймо "враги народа". Информацию о талантливом конструкторе, ведущем инженере, создавшем советскую авиапромышленность, практически полностью уничтожат. Реабилитирован Виктор Чернышев будет только в 1956 году. Но имя его из истории советской авиации окажется вычеркнутым вплоть до наших дней.

 

Подробнее о судьбе авиаконструктора можно узнать из программы "Истоки",  выпуск от 19.09.2018

html
Здесь может быть ваша реклама