В Костроме, как и по всей России, сегодня чтили память жертв политических репрессий
Без аплодисментов и громких речей. Красные гвоздики. На глазах – слезы. У памятного камня собрались те, кто пострадал от репрессий, их дети и внуки. Чтобы вновь вспомнить безвинно обвиненных.
Ферапонт, Митрополит Костромской и Нерехтский:
«Сегодня мы молимся, чтобы Господь этих людей убиенных принял, простил им прегрешения, упокоил во святых. Среди них были священнослужители во множественном числе, представители разных политических партий».
А еще – крестьяне и рабочие, ученые и деятели искусств: репрессии коснулись всех классов общества. В годы «красного террора» в лагеря отправились почти 18 тысяч жителей нашей области. 1480 наших земляков были расстреляны. Обвинить в пособничестве контрреволюционерам могли и за хранение газетной вырезки с Троцким, и за сочувствие Зиновьеву. Анекдот про Сталина, косой взгляд на чиновника, кухонный спор о политике, элементарная ревность или зависть – причин для доноса и ареста была масса. Многие политические заключённые из лагерей не вернулись.
Елена Лутонина, дочь репрессированного:
«Мне кажется, сюда, на эту встречу слетаются души наших родных. Они спешат сюда из Казахстана, Якутии, Чукотки, Воркуты, Магадана. И радуются, что хранит нас Бог».
Отец Ольги Ильной разведал практически весь нефтеносный фонд Сибири. Но заслуги не спасли геолога – 7 раз его арестовывали, а в 1937-м – расстреляли. Якобы за «контрреволюционную деятельность». Всё детство она провела в ссылке, вспоминает Ольга Ростиславовна. Последние годы Ильина посвятила передаче знаний о тех годах молодежи.
Ольга Ильина, председатель костромской городской общественной организации пострадавших от политических репрессий:
«Народ помнит эти события. И город помнит. Во всех библиотеках прошли дни памяти. Большие выставки состоялись. И сегодня – посмотрите: здесь и городские и областные власти, от которых зависит благополучие людей, в том числе и репрессированных. Нас не забывают».
В память о каждом из осужденных по 58-й статье к подножию камня сегодня легли цветы. Какие бы задачи ни стояли перед государством, они не могут оправдать сломанные и погубленные по его воле жизни невинных людей. И строки этого исторического урока вписаны в нашу историю трагедией репрессированных.