13 октября 2020, 16:30 1 438

Драмтеатр показал, как «подогревал» костромскую публику в XIX веке

Костромичи и гости города теперь могут увидеть, как отапливался театр Островского во времена самого драматурга, когда там шли спектакли. Здесь взору зрителей частично открыты старинные театральные печи. Об отопительной системе XIX века – в материале ГТРК «Кострома».

Драмтеатр показал, как «подогревал» костромскую публику в XIX веке

Многие, кто бывал в театре Островского, обращал внимание на ниши в фойе, где выставлены театральные костюмы. Но мало кто знает, что это и есть печные закутки. Пол в каждом – крыша отопительного сооружения.

Вера Цыпляева, заведующая отделом Музея театрального костюма: «Вот это верх печи, она идет вниз в подвал. Её высота – два с половиной метра, длина – три метра, ширина – два метра, то есть эти печи огромные».

Всего в театре было четыре подвальных печи. Самые мощные находились по бокам от главного входа в зал.  

Театральные печи.mp4_snapshot_00.18.382.jpg

Еще она пара печей располагалась в театре рядом со сценой, сейчас этот выход используют артисты. Так что когда актер выходит на подмостки из этого прохода, можно сказать, что он появляется перед зрителями «из печки».

Помещение театра подвальные печи отапливали с помощью жаровых каналов в стенах. Некоторые до сих пор сохранились. Топить начинали за три часа до спектакля, чтобы тепло из фойе успело проникнуть в зал, который все же оставался довольно прохладным.

Когда в фильмах дамы в открытых платьях приезжают и садятся в ложи, это, конечно было не совсем так. Дамы приезжали в мехах. Ну, а народ попроще надевал шерстяные платки.

Театральные печи.mp4_snapshot_01.50.338.jpg

А вот в антракте многие спешили не в буфет. А постоять у теплой стенки с жаровым каналом внутри. Теплее всего, по законам физики, было на верхних ярусах, где сидела небогатая публика. В театре там даже сохранились печные отдушины. Некоторые можно открыть.

«Там сажа! Этой саже уже 70 лет! Эта сажа – театральная! Более того, ее можно использовать для «Отелло».

Театральные печи.mp4_snapshot_02.16.135.jpg

Чтобы протопить театр, пока там идет «Бесприданница» Островского, по оценкам исследователей, требовалось порядка 4 кубометров дров. Впрочем, записей XIX века на этот счет не сохранилось. О «прожорливости» театральных печей можно судить лишь по документам времен Великой Отечественной Войны.

Вера Цыпляева, заведующая отделом Музея театрального костюма: «В 1944 году Ярославль устраивает какой-то юбилей нашему театру. Выделяет костромскому театру дополнительно в награду двести кубов дров».

Кстати, на спектакли во время войны костромские зрители вместо цветов артистам приносили свои дрова. Ну, а топить театр Островского с помощью печей закончили в конце пятидесятых годов. Именно тогда театр закрыли на реконструкцию, во время которой и провели паровое отопление. Впрочем, нет-нет, а печное прошлое театра напомнят о себе. Так недавно работники театра нашли изразцы. Возможно, они украшали голландские печи, которые находились в мраморном зале на втором этаже.