25 марта 2021, 18:40 2 914

ГТРК «Кострома» прошла по следу Саврасова в поисках тех самых «Грачей»

Знаменитой картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» исполняется 150 лет. Эскизами к ней послужили этюды, написанные в селе Молвитино Костромской губернии. Об этом гласит надпись на самом полотне. Сегодня село Молвитино - это поселок Сусанино в Костромской области. Помнят ли о Саврасове и его картине на родине «Грачей»? И ГТРК «Кострома» нашла ту самую точку, с которой живописец написал знаменитый пейзаж.

ГТРК «Кострома» прошла по следу Саврасова в поисках тех самых «Грачей»

Левый нижний угол знаменитой картины. Надпись, сделанная рукой мастера: «1871 год, Молвитино, Алексей Саврасов». В музее поселка Сусанино, так теперь называется Молвитино, висит профессиональная копия знаменитого полотна, даже размер холста - один в один. То, что Саврасов бывал в Костроме, сомнений не вызывает. А вот, как и почему он попал в Молвитино - можно лишь гадать.

Картина Грачи прилетели (сайт).mp4_snapshot_00.59.278.jpg

Маргарита Соколова, и.о. заведующего музея в поселке Сусанино: «У нас две официальные версии. Первая - он получил заказ сделать декорации к опере «Жизнь за царя». И вторая, которая больше похожа на правду, он получил частное приглашение от молвитинских купцов Шапошников, которых очень много жило в Москве. Его приглашают в глубинку на этюды, и ранней весной он приезжает сюда».

Картина Грачи прилетели (сайт).mp4_snapshot_01.11.503.jpg

Молвитино было знаменито меховым промыслом на всю Россию. В центре - та самая церковь Воскресения. А вокруг купеческие домики. Музейные работники показывают, где был тот двухэтажный особняк, в котором по легенде останавливался Саврасов.

Картина Грачи прилетели (сайт).mp4_snapshot_01.20.528.jpg

- Где Сбербанк - находился тот особняк.

- Скажите, а фотографии какие-нибудь сохранились? Этой площади, этого дома, возможно.

- К сожалению старых фотографий нет.

Картина Грачи прилетели (сайт).mp4_snapshot_01.52.148.jpg

Считается, что из окон несохранившегося дома он и писал этюды к картине. Но придя на место, видим - церковь с этого ракурса выглядит иначе, чем на полотне.

Найти ракурс, с которого писал Саврасов здесь, в Сусанине, свое полотно - настоящий квест.

Пока спускаемся по улице, церковь, действительно, становиться меньше, но стоит она на горе. А на картине, она написана как бы с верхней точки. Искусствоведы во многих статьях объясняют: пейзаж на полотне составной.

Картина Грачи прилетели (сайт).mp4_snapshot_02.10.984.jpg

Точно, что мы нашли, это самый задний план картины. Он написан с долины реки Волжница.

Церковь художник на этюдах написал, скорее всего, с подножья молвитинского холма. И лишь потом в воображении изменил ее ракурс, будто видит ее откуда-то сверху. Чтобы именно так увидеть Воскресенский храм в реальности, нужно иметь крылья, или квадрокоптер.

Картина Грачи прилетели (сайт).mp4_snapshot_02.27.680.jpg

Вот так, ниже? Ниже еще чуть-чуть. Вот так? Да у нас получилось!

Но и здесь замечаем, Саврасов написал церковь не в точности. Он пододвинул колокольню ближе к четверику и убрал трапезную. Счел, что так поэтичней. В итоге получилась картина, с которой в русской живописи начался лирический пейзаж. Идеальное воплощение образа русской весны. Потом, чтобы заработать на жизнь, художник своих «Грачей» повторял многократно. Сегодня в самом Сусанине интерпретацией великого полотна занимаются и многочисленные участники ежегодного международного пленера, и ученики местной школы искусств.

Картина Грачи прилетели (сайт).mp4_snapshot_03.06.640.jpg

Мария Карепина, ученица школы искусств поселка Сусанино: «Нам повезло, что картина написана в нашем поселке. Потому что наш поселок небольшой и мало мест вот таких вот красивых, которые можно запечатлеть в картине».

Картина Грачи прилетели (сайт).mp4_snapshot_01.38.765.jpg

Между тем, сам Сусанинский храм находится не в лучшем состоянии. Треснувшие стены, наклонившаяся колокольня. К 2024 году его передадут православной церкви. Ситуация должна измениться. А значит, у будущих поколений будет возможность приехать в Сусанино вслед за Саврасовым, и поискать тот самый ракурс «русской весны».