25 июня 2020, 06:30 2 005

Кострома в истории: несостоявшийся декабрист дослужился до генерал-майора

25 июня 1802 года в Чухломском уезде, в усадьбе Ивановское родился Дмитрий Николаевич Лермонтов.

Кострома в истории: несостоявшийся декабрист дослужился до генерал-майора

Семья была многодетная – у Дмитрия было две сестры и семь братьев (двое, правда, от первого брака отца)! Николай Петрович был отставным лейтенантом флота. По стопам родителя и пошел Дмитрий. В 1814 году он поступил в Морской корпус, после окончания которого в 1818 году был зачислен в состав гвардейского флотского экипажа. В 1823-1824 гг. совершил заграничное плавание, побывав в Исландии, Ирландии, Франции, Испании.

fregat-merkurij-1879-g.jpg

В судьбе морского офицера есть путаная история, связанная с восстанием декабристов. Дмитрий Николаевич в это время служил в Санкт-Петербурге. 14 декабря 1825 года Дмитрий Лермонтов вышел из казарм гвардейского экипажа вместе со своей ротой на Сенатскую площадь, но, увидев, как развиваются события, ушел с площади. В тот же вечер он был арестован и препровожден в Петропавловскую крепость, из которой вскоре был переведен, якобы из-за заболевания, в Семеновскую больницу, где и содержался под караулом вплоть до окончания следствия, то есть до 15 июня 1826 года. Был освобожден без каких-либо последствий и смог продолжить службу, так что этот арест и заключение в течение полугода никак не отразились на его последующей карьере.

На следствии Лермонтов показал, что о существовании какого-либо заговора и каких-либо тайных обществ он не знал, а 14 декабря 1825 года, когда матросы его роты разобрали оружие и двинулись на Сенатскую площадь, то он, как командир роты, счел нужным находиться при вверенных ему людях, а придя на площадь и увидев, как там развиваются события, хотел обратить роту к порядку, но потом ушел с площади, якобы для доклада начальству. На следствии другие обвиняемые по этому делу не дали против Д.Н. Лермонтова никаких показаний, свидетельствующих об участии его в тайном обществе, и следственная комиссия не сочла нужным привлекать Д.Н. Лермонтова к суду. Николай I утвердил решение следственной комиссии об освобождении Лермонтова из-под ареста и разрешил ему продолжать службу во флоте без каких-либо препятствий.

Однако на судьбу молодого офицера, вероятно, повлияли другие обстоятельства. В гвардейском экипаже, где служил Дмитрий Николаевич, было довольно значительное число офицеров, входивших в «Северное общество». Мало того, утром 14 декабря офицеры флотского экипажа, в том числе и Д.Н. Лермонтов, собрались на квартире лейтенанта А. Арбузова и там решили «не давать присяги Николаю». Дмитрий Лермонтов присоединился к этому решению.

Почему же Д.Н. Лермонтов не разделил участи других декабристов?

i.jpg

Старший брат Дмитрия Лермонтова, Михаил Николаевич, тоже морской офицер, участник Отечественной войны 1812 года, был хорошо знаком будущему императору Николаю, и после 14 декабря был назначен председателем специальной комиссии, которой было поручено расследовать участие всех офицеров гвардейского экипажа в деле восстания. М.Н. Лермонтов пользовался доверием у Николая и, возможно, постарался в своем докладе о противозаконных действиях офицеров экипажа «выгородить» брата. Не потому ли, совершенно противоположно тому режиму, который был установлен для узников Петропавловки, Д.Н. Лермонтов «по болезни» переводится из крепости в лазарет. Ни один из содержавшихся в крепости участников событий 14 декабря такими льготами не пользовался, несмотря на то, что многие из них были больны и нуждались в больничном режиме.

Кроме того, родственником Дмитрия Николаевича был и командир лейб-гвардии Семеновского полка, генерал-майор С.П. Шипов, принимавший участие в подавлении восстания на Сенатской площади. Как сказано выше, из крепости Д.Н. Лермонтов был переведен в лазарет именно этого Семеновского полка.

Похоже, что от Сибири Д.Н. Лермонтов избавился благодаря заступничеству старшего брата и генерала С.П. Шипова.

По освобождении из-под ареста Дмитрий служил в Черноморском флоте и во время войны с Турцией (1828-1829 гг.) на корабле «Пармен» участвовал в боях за крепость Варну. В 1836 году он был назначен членом Кораблестроительного департамента Морского министерства, где и прослужил до выхода в отставку в 1853 году, получив чин генерал-майора от адмиралтейства. Владел деревнями Елюнино и Ляпуново в Чухломском уезде, полученными по завещанию от отца, и в Буйском уезде усадьбой Толстиково, полученной по завещанию от матери.

Похоронен в 1854 году в Сергиевой пустыни близ Петербурга.