28 мая 2020, 06:30 1 245

Кострома в истории: советская власть оказалась сильнее

28 мая 1918 года исполком Костромского уездного совета принял решение о передаче в революционный трибунал дела «Об узурпации прав граждан» крестьянами Богословской волости. Обвиняемые крестьяне (131 человек) на сходе обсуждали, среди других, и вопрос об отношении к советской власти. В постановлении этого схода записано, что "власть не дала ни хлеба, ни мира, наступает голод и безработица".

Кострома в истории: советская власть оказалась сильнее

Это был совершенно типичный эпизод для этого времени в нашей Костромской губернии. В мае 1918 года над советской властью в Костроме нависла первая серьезная угроза. Тем более, что чуть раньше Центральный Комитет партии эсеров направил в Кострому для организации подрывной работы активистов, которые устанавливали связь с местными меньшевиками и правыми эсерами. Для объединения сил в мае они заключают союз с нелегальным «Обществом спасения России».

По многим селам и городкам губернии прокатилась волна волнений и даже мятежей, как это было в Солигаличе и Кологриве. А по ближним к Костроме селам проводится попытка организации «крестьянского похода» в Кострому под лозунгами «свободной торговли и отмены хлебной монополии». 

s1200.jpg

В селе Шунга Костромского уезда кулаки разогнали волостной Совет и вместо него выбрали старосту. Кулаки и правые эсеры 23 мая под лозунгами «Долой Советскую власть и хлебную монополию» пытались организовать митинг даже на центральной площади Костромы, требуя разоружения рабочих дружин и городской милиции.

26 мая рабочие боевых дружин костромских фабрик, аппарат губернской и городской милиции, заслушав сообщение о контрреволюционном выступлении в Костроме, поклялись все, как один, встать на защиту Советской власти. И потребовали от Костромского военно-революционного комитета ареста лидера меньшевиков.

Костромской горком большевиков принял самые решительные меры для предотвращения «похода». На всех дорогах, ведущих в город, патрулировали рабочие дружины и работники милиции. Органами губчека были арестованы и переданы суду революционного трибунала главари правых эсеров и члены «Общества спасения России». Ну, и за компанию начали пачками передавать в революционный трибунал дела на несознательных крестьян.