12 мая 2022, 12:00 2 894

О справедливости, сострадании и лихих 90-х: костромские судьи рассказали, каково вершить судьбы людей

Сегодня исполняется 50 лет Свердловскому суду Костромы. Он был создан в 1972 году – после разделения тогдашнего городского суда, чтобы рассматривать дела быстрее. С тех пор многое изменилось – появились тысячи новых законов, а нагрузка на судью увеличилась почти втрое.

Сложно ли искать баланс между законным и «человеческим»? Почему большинство судей – женщины? И страшно ли выносить приговор матерым преступникам? Ответы на эти вопросы узнала корреспондент ГТРК «Кострома».

О справедливости, сострадании и лихих 90-х: костромские судьи рассказали, каково вершить судьбы людей

Судья Дмитрий Балаев сегодня рассматривает очередное дело о продаже наркотиков. Количество таких дел – всегда в топе, и в лихие 90-е, и сейчас. С начала этого года сегодняшнее – уже 20-е по счету. Статья 228 предусматривает наказание до 20 лет.

Свердловский суд.mp4_snapshot_00.49.044.jpg

Дмитрий Балаев, судья по уголовным делам: «Люди ждут от нас справедливого решения. И я стараюсь это справедливое решение вынести».

Судьбу человека решать сложно и страшно, говорят судьи. Бывают подсудимые, которых жалко – дедушка украл валенки; женщина, защищаясь, убила мужа-тирана. Бывают потерпевшие, которых не жалко – тот же муж-тиран, оставшийся в живых. 

На скамье подсудимых бывают и чиновники, и педофилы, и даже погибший – когда суду надо решить, виновен он или нет. Искать баланс между законом и справедливостью, вникнуть в каждое дело. За год их приходит в суд десятки тысяч, и выбрать нельзя – распределяет бездушная система. Убийство, мошенничество или сокрытие налогов – каждый судья должен знать всё законодательство. В месяц приходится выносить почти 80 приговоров и решений. Некоторые дела остаются в памяти навсегда.

Свердловский суд.mp4_snapshot_01.41.625.jpg

Светлана Варсанофьева, судья в отставке: «Первое дело по рэкету рассматривала в Свердловском суде в 1990-е годы... Вывозили потерпевшего под мост у Волги, издевались над ним... Двое на скамье подсудимых. Одного уже нет в живых, насколько я знаю, Беседа его фамилия. Сложное дело – полный зал народу».

Корр.: «Вам не страшно было?»

С.В.: «Когда рассматриваешь дело, в процессе – не страшно».

Угрозы судье – обычное дело. Судье Елене Муравьевой, нынешнему председателю Свердловского суда, например, в те же 90-е прямо во время процесса над вымогателями и убийцами слали записки с обещаниями встретить у подъезда вечерком. Судья, беременная вторым ребенком, старалась не показывать страха. Сегодня женщины-судьи, а их в Свердловском суде большинство, работают так же. В случае необходимости их смогут защитить полицейские и приставы. Сдать сложнейший экзамен, пройти конкурс, чтобы стать судьей, а потом работать – почему-то у женщин получается лучше.

Свердловский суд.mp4_snapshot_02.59.364.jpg

Елена Муравьева, председатель Свердловского суда г. Костромы: «Упорядоченность и дисциплина – это в первую очередь. И сроки для рассмотрения. Мы должны как-то спланировать свою работу, чтобы в день сделать как можно больше. Женщина всегда в своей жизни старается сделать как можно больше дел, поэтому ей привычно».

Рабочий день судьи ненормированный. Вечер, выходной, праздники – на работе. Люди в суд приходят разные. Кто-то спокойно и честно рассказывает суть дела, кто-то – кричит, давит эмоциями или высокомерием, грубит. Иногда после трудового дня даже разговаривать не хочется, признаются сами служители Фемиды. А домашние – уже привыкли. Впрочем, и радости в жизни бывают тоже.

Свердловский суд.mp4_snapshot_03.37.867.jpg

Андрей Ковунев, судья по гражданским делам: «Лишают родительских прав маму с папой. Они злоупотребляли алкоголем, не работали, двое детей «бесхозные». И через два года пришли восстанавливаться. Поменяли отношение – ходят отмечаться в диспансер, трудоустроились, даже квартиру сняли какую-то. Прямо визуально видишь, как люди просто поменялись».

Молодым коллегам, приходящим работать, опытные судьи желают спокойствия, терпения и сострадания. Только эти качества, вкупе с профессионализмом, позволяют вершить справедливость.