25 июня 2019, 18:43 799

О взятках, их количестве и «качестве»: в Костроме озвучили «коррупционную» статистику в регионе

Итоги антикоррупционной работы за полгода на совместной пресс-конференции сегодня подводили сотрудники Прокуратуры, полиции и Следственного комитета. В каких организациях принцип «Ты мне – я тебе» удалось искоренить, а где необходимо еще поработать – в материале «Вестей».

Коррупция в цифрах в нашей области с начала года выглядит примерно так. Всего преступлений 60. Задержанных – 34 (тут практически без изменений по сравнению с 2018 годом). Ущерб, нанесенный бюджету и обществу, оценивается в 6,5 миллионов рублей. Больше всего в этом году за коррупционные дела было привлечено полицейских. А вот самую большую взятку за незаконную деятельность получил лесничий из Неи. За вознаграждение, говорят на пресс-конференции, разрешил арендаторам рубить больше, чем положено. По данным следствия, он обогатился более чем на 300 тысяч рублей. Но брали в этом году, по данным прокуратуры, не только деньгами.


Денис Авдеев, заместитель прокурора Костромской области: «Выявлялись такие факты. Сотрудник полиции выбрал такую форму, как дорогие виски и коньяки. Спиртосодержащую продукцию он получал в форме взятки... Это была именно взятка – за предоставление информации. Он не имел права распространять эту информацию, она была строго конфиденциальна».


Хотя, как говорят в правоохранительных и надзорных органах, чем получено вознаграждение – деньгами или щенками – для суда особого значения не имеет. Следователи отмечают: доказывать коррупцию стало гораздо проще – наработан богатый опыт.

Александр Бузов, руководитель отдела по РОВД СУ СКР по Костромской области: «Когда мы только начинали работать по выявлению фактов взяточничества, это, как правило, почти всегда должно было быть задержание с поличным при передаче взятки. Если такого оперативно-розыскного мероприятия не происходило, то, как правило, было очень сложно доказать. В дальнейшем стало практически обязательным, чтобы взяткодатель сообщил. Сейчас же практика складывается так, что могут и взяткодатель, и взяткополучатель отрицать факты – тем не менее, нам удается все доказывать».


С этим специалисты сегодня связывают и уменьшение самой суммы взятки. Если в прошлом году средняя цифра доходила до 100 тысяч рублей, то теперь берут, если уж решаются, в среднем 70 тысяч. Но озвучивались сегодня и положительные примеры. Так, особенно гордятся все правоохранители тем фактом, что с начала года ни одного коррупционного факта не было выявлено в отношении преподавателей Госуниверситета. Учебное заведение, чьи преподаватели в прошлом несколько раз попадали на скамью подсудимых, теперь в Прокуратуре называют не иначе как «зоной, свободной от коррупции». Впервые Следственным комитетом было возбуждено дело в отношении сотрудницы налоговой инспекции.

Екатерина Бакина, руководитель контрольно-следственного отдела СУ СКР по Костромской области: «Налоговые органы в силу круга должностных обязанностей осуществляют проверку законности ликвидации предприятий. Это процедура очень сложная, серьезная, а взяткодателям было интересно быстро и бесполезно пройти эту процедуру. За то и давали взятки».


Наказание за коррупцию несут не только взяточники, но и взяткодатели. В этом году в поле зрения полиции попали 10 человек, кто пытался «купить» чиновников. Двое попали на скамью подсудимых. Но вот добровольно сообщить о коррупции решаются единицы. И то, как правило, по своим корыстным мотивам.

Андрей Горшков, начальник отдела УЭБиПК УМВД России по Костромской области: «Например, бывает так, что обращаются, рассказывают: мне пообещали, а не сделали. Деньги взяли. Или когда человек видит, что ему не потянуть такую сумму, которую заломили, он идет в правоохранительные органы и сообщает. И это проблема всего нашего общества. Коррупция носит системный характер».


Помимо взяточничества, большую долю коррупционных дел занимает так называемый «конфликт интересов». За него хоть и не сажают, но увольняют. Так, лишился своей должности директор одного из костромских колледжей, заключивший договор на оказание услуг учебному заведению со своей дочерью. К дисциплинарной ответственности привлечена директор одной из школ Галича, 2 года «подкидывавшая» контракты своему мужу. Такие факты выявлялись и в Сусанинском и Макарьевском районах. Итогом же пресс-конференции стал призыв: «Не хотите участвовать в коррупции, и уж тем более нести уголовную ответственность – звоните». Сообщения о проявлениях коррупции принимаются круглосуточно во всех правоохранительных и надзорных службах региона.