25 ноября 2019, 20:01 1 321

Работа костромских мастериц золотой нити украсит Кремль

В реставрационной мастерской Ипатьевского монастыря золотошвейки восстанавливают старинные одежды, шьют новые, используя древние узоры. Золотом костромички обшивают всю Россию. Секреты мастерства подсмотрела корреспондент «Вестей».

Работа костромских мастериц золотой нити украсит Кремль

Одна рука над пяльцами, другая ловит иголку внизу – так быстрее. Мастер золотого шитья с 10-летним стажем Татьяна Криницына вышивает митру для епископа Магаданского Иоанна. В начале 2000-х он был наместником Ипатьевского монастыря, и тогда же научил золотошвейному искусству костромских рукодельниц. Работа над вышивкой напоминает медицинскую операцию: яркая лампа, большая часть узора скрыта под пеленой. Золото требует к себе особого отношения, поясняет мастерица.

Татьяна Криницына, мастер золотого шитья: «Золотую нитку нужно как можно меньше брать в руки, иначе золото или серебро может потемнеть, окислиться может».

Золотой нитью Татьяна обшивает вырезанные из картона узоры. Рисунок получается объемным – это литое шитье. А эту икону, стежком в прикреп, мастерица вышивала два месяца – по четыре часа каждый день. От того, какого цвета ниткой крепится к ткани основная золотая нить, зависит и цвет самой вышивки. Золотое шитье на Русь пришло из Византии в X веке. Техника с тех пор не изменилась. Только мощные электрические лампы да увеличительные стекла заменили тогдашнюю лучину. Машинная вышивка никогда не заменит ручную, уверена рукодельница.

 
 
 
 
 
 
 
 

Татьяна Криницына, мастер золотого шитья: «Механическая работа там вроде и чистая, и аккуратно все, но она мертвая – как мертвая вода, понимаете? А здесь все сделано руками человеческими, сюда вложены душа, сердце. Когда ты ее шьешь, ты думаешь над ней, живешь ей».

Татьяна показывает десятки фотографий так называемых «соборных» работ – над ними трудились всей мастерской. По обрезкам митры XVIII века костромички восстановили ее точную копию. И отправили в Ханты-Мансийскую епархию. Сейчас рукодельницы реставрируют драгоценную плащаницу эпохи Николая I. Она станет реликвией нового Богоявленского собора Костромского Кремля.