Реставрацией древних костромских икон занялись студенты из столицы
Такую практику в Костромском музее-заповеднике проходят восемь студентов из Академии имени Глазунова. Многие из произведений древнерусского искусства XVIII–XIX веков, которые доверили студентам, ждали очереди попасть на реставрационный стол с 90-х годов прошлого столетия.
Специальный клей, тонкая кисть и море терпения. Студентка 5 курса Глазуновской академии Анна Мацкевич реставрирует икону XVIII века. Это список с Федоровской Богоматери – главной святыни костромской земли, молельного образа Александра Невского. На иконе много утрат, красочный слой в некоторых местах распался в пыль.
С помощью кисти и клея Анна возвращает мельчайшие частички живописи на место. Работая над иконой, студентка сделала открытие, которому позавидуют маститые исследователи. Похоже, ей удалось установить имя или прозвище иконописца.
Анна Мацкевич, студентка Академии имени И. Глазунова: «Икона вообще была под профилактической наклейкой 90-х годов. И это ее сохранило, эти были ещё под старой бумагой. И когда я удалила эту бумагу, открылась надпись «писал Костромит». Читается именно последняя буква как «т», то есть не костромич, а именно костромит».
Иконы, которые реставрируют восемь студентов из Глазуновской академии, поступили из филиалов Костромского музея-заповедника, работающих в городах Галич и Солигалич. В Галиче ребята даже побывали на этюдах, чтобы проникнуться атмосферой. И не зря, шутят они: при выборе, кому какое произведение реставрировать, открылось шестое чувство.
Светлана Пономаренко, студентка Академии имени И. Глазунова: «Я хочу сказать, что произведения выбрали нас сами. У каждого студента, кто работает в этом помещении, было такое чувство, что мне нужно к этому произведению подойти… И кто распаковывал какую вещь – тот с той вещью и работает».
С Глазуновской академией Костромской музей-заповедник сотрудничает девять лет. За это время студентами из аварийного состояния выведены десятки произведений древнерусской живописи. Причем некоторые из работ – особо трудные случаи – отправляются на реставрацию в саму Академию.
Антонина Шувалова, заведующая отделом реставрации Костромского музея-заповедника: «Смена растёт. Очень достойная смена, и это очень нас радует».
Сами студенты Глазуновской академии профессию реставратора называют «профессией будущего».
Кристина Кожевникова, студентка Академии имени И. Глазунова: «Потому что в России очень много неотреставрированных вещей, древних вещей, живописи в храмах, которые в буквальном смысле пропадают и нуждаются в срочной реставрации».
На практике в Костроме студенты из Академии Глазунова пробудут еще неделю. Все, что они не успеют завершить, закончат костромские наставники. После реставрации иконы вернутся на малую родину – в экспозиции музеев Галича и Солигалича.