13 июля 2021, 18:20 2 347

Реставрацией древних костромских икон занялись студенты из столицы

Такую практику в Костромском музее-заповеднике проходят восемь студентов из Академии имени Глазунова. Многие из произведений древнерусского искусства XVIII–XIX веков, которые доверили студентам, ждали очереди попасть на реставрационный стол с 90-х годов прошлого столетия.

Реставрацией древних костромских икон занялись студенты из столицы

Специальный клей, тонкая кисть и море терпения. Студентка 5 курса Глазуновской академии Анна Мацкевич реставрирует икону XVIII века. Это список с Федоровской Богоматери – главной святыни костромской земли, молельного образа Александра Невского. На иконе много утрат, красочный слой в некоторых местах распался в пыль. 

20210713_Kostroma_IKONI.mxf_snapshot_00.16.918.jpg

С помощью кисти и клея Анна возвращает мельчайшие частички живописи на место. Работая над иконой, студентка сделала открытие, которому позавидуют маститые исследователи. Похоже, ей удалось установить имя или прозвище иконописца.

20210713_Kostroma_IKONI.mxf_snapshot_00.35.789.jpg

Анна Мацкевич, студентка Академии имени И. Глазунова: «Икона вообще была под профилактической наклейкой 90-х годов. И это ее сохранило, эти были ещё под старой бумагой. И когда я удалила эту бумагу, открылась надпись «писал Костромит». Читается именно последняя буква как «т», то есть не костромич, а именно костромит».

Иконы, которые реставрируют восемь студентов из Глазуновской академии, поступили из филиалов Костромского музея-заповедника, работающих в городах Галич и Солигалич. В Галиче ребята даже побывали на этюдах, чтобы проникнуться атмосферой. И не зря, шутят они: при выборе, кому какое произведение реставрировать, открылось шестое чувство.

20210713_Kostroma_IKONI.mxf_snapshot_01.32.693.jpg

Светлана Пономаренко, студентка Академии имени И. Глазунова: «Я хочу сказать, что произведения выбрали нас сами. У каждого студента, кто работает в этом помещении, было такое чувство, что мне нужно к этому произведению подойти… И кто распаковывал какую вещь – тот с той вещью и работает».

С Глазуновской академией Костромской музей-заповедник сотрудничает девять лет. За это время студентами из аварийного состояния выведены десятки произведений древнерусской живописи. Причем некоторые из работ – особо трудные случаи – отправляются на реставрацию в саму Академию.

Антонина Шувалова, заведующая отделом реставрации Костромского музея-заповедника: «Смена растёт. Очень достойная смена, и это очень нас радует».

Сами студенты Глазуновской академии профессию реставратора называют «профессией будущего».

20210713_Kostroma_IKONI.mxf_snapshot_02.10.151.jpg

Кристина Кожевникова, студентка Академии имени И. Глазунова: «Потому что в России очень много неотреставрированных вещей, древних вещей, живописи в храмах, которые в буквальном смысле пропадают и нуждаются в срочной реставрации».

20210713_Kostroma_IKONI.mxf_snapshot_01.17.526.jpg

На практике в Костроме студенты из Академии Глазунова пробудут еще неделю. Все, что они не успеют завершить, закончат костромские наставники. После реставрации иконы вернутся на малую родину – в экспозиции музеев Галича и Солигалича.