В Кострому вернулись «рассекреченные» редкие иконы и картины
Спас оказался Богом Саваофом, дочь художника - незнакомой натурщицей. В Костромской музей-заповедник вернулись 10 произведений - иконы и станковая живопись. Они почти три года находились на реставрации в Академии Ильи Глазунова в Москве.
Восемь икон и два произведения станковой живописи. Работники музея подробно рассказывают о каждом из предметов.
Вот икона Спаса - так она была атрибутирована изначально искусствоведами и датировалась позапрошлым столетием. После того, как в Академии Глазунова студенты сняли слои почерневшей олифы и позднейшие записи, оказалось, что на ней изображен господь Саваоф. А сама икона была написана в 18 веке, на столетие раньше, чем предполагалось.
Антонина Шувалова, заведующая отделом реставрации Костромского музея-заповедника: «Бывают просто чудесные открытия - появляется перед нами то, что мы даже и не ожидаем. Потому что некоторые слои даже рентген не пробивает».
На иконе есть ещё одна интересная деталь. Кажется, что в этом месте отстает красочный слой. На самом деле это дефект старинной доски. Студенты-реставраторы глазуновской академии поработали и с ним.
Антонина Шувалова, заведующая отделом реставрации Костромского музея-заповедника: «Это участок сучка, который вышел из доски».
А это икона Преображения Господня. Когда студенты-реставраторы раскрыли её, оказалось, что она написана самобытным неизвестным мастером с узнаваемым почерком. Его имя вряд ли станет известно, но подобные авторские иконы становятся жемчужиной коллекции любого музея.
Не обошлось без открытий и в станковой живописи. Вот этот портрет кисти Кириака Констанди. Предполагалось, что на нем изображена старшая дочь живописца. Но реставраторы датировали работу - 1889 год. А дочь художника родилась в 1891-м.
Антонина Шувалова, заведующая отделом реставрации Костромского музея-заповедника: «Портрет натурщицы. Возможно, это одна из его учениц позировала».
С Академией имени Глазунова Костромской музей-заповедник сотрудничает уже порядка десяти лет. Студенты отреставрировали десятки произведений, хранившихся в фондах. Некоторые, как и вот эти иконы, были привезены в удручающем состоянии из экспедиций еще в 60-80-х годах прошлого века.
Сергей Рябинцев, главный хранитель Костромского музея-заповедника: «Планируем в 2023 году выдать в академию еще одиннадцать работ. Любой процесс всегда контролируется. В том числе, контролируется и нашими сотрудниками - практический каждые три месяца наши сотрудники ездят на реставрационные советы в академию».
Ну, а для самих студентов «глазуновки» успешная костромская практика уже давно стала путевкой в жизнь и карьерным стартом. Так, например, реставратор, трудившийся над иконой Саваофа, получил приглашение работать в Музей Андрея Рублева в Москве.