Кострома увязла в кино всерьез и надолго
Сегодня костромичи отмечают День российского кино. Мало какой город России может похвастать еще такой же кинематографичностью, как наша областная столица.
Вообще Кострома может смело отмечать еще и свой персональный праздник – 105 лет, как наш город неразрывно связан с кинематографом. В 1915 году костромским купцом-старовером Михаилом Семёновичем Трофимовым и инженером Моисеем Никифоровичем Алейниковым была создана кинокомпании Торговый дом «Русь», которая в том же году сняла свою первую киноленту «Дочь истерзанной Польши» (другое название – «Культурные варвары XX века»). Фильм был снят по мотивам рассказа Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи». Кинолента, как не удивительно, сохранилась в сокровищнице Госфильмофонда, последний раз демонстрировалась в 2014 году на Фестивале российского кино в Ницце.
А в августе 1915 года на улице Мшанской (ныне улица Островского) в доме Скалозубова и за Волгой костромская кинокомпания «Русь» сняла первый в истории России исключительно отечественный фильм – без участия иностранцев и их капитала. Кино сняли по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и назвали в духе времени – «Катерина-душегубка». До наших дней кинолента, к сожалению, не дошла.
Потом было много других работ. Например, фильм «Огородник Лихой» 1916 года, который на афишах еще сдабривали подзаголовками: «Ужасы былого» и «Ужасы крепостного права». Этот фильм снимался в селе Иконниково и на берегах Покши. Лента рассказывает о мужике, который полюбил дворянскую дочь и за это жестоко поплатился. В основу сюжета было положено стихотворение Николая Некрасова «Огородник».
После революции первой киноработой, снятой на костромской земле стала лента «Красные дьяволята» – по одноименной повести бывшего председателя Костромского горисполкома и губисполкома Павла Бляхина. В фильме рассказывается о героических приключениях трёх юных разведчиков, бойцов Первой Конной армии — Миши, Дуняши и чернокожего акробата Тома Джексона. Правда, в оригинальной повести вместо него присутствует китаец Ю-ю, но так как на момент создания фильма у СССР были сложные отношения с Китаем, его заменили темнокожим героем. По той же причине в фильме «Неуловимые мстители» 1967 года, когда у СССР были сложные отношения с США, Тома Джексона заменили на Яшку-цыгана.
30 декабря 1938 года в СССР состоялась премьера полнометражного фильма-сказки «По щучьему веленью». Это был дебют режиссёра Александра Роу, будущего классика советской киносказки. Сам Роу, будучи уроженцем Юрьевца Костромской губернии, не стал мудрить в поисках исконно русской натуры и увез свою съемочную бригаду на костромскую землю. Фильм снимали в деревне Чёлсма близ Галичского озера. Успех картины определил будущую «специализацию» Роу.
В оригинальной повести вместо чернокожего героя присутствует китаец Ю-ю, но так как на момент создания фильма у СССР были сложные отношения с Китаем его заменили негром. По той же причине в фильме «Неуловимые мстители» 1967 года, когда у СССР были сложные отношения с США, Тома Джексона заменили на Яшку-цыгана.
Хлестаков (актер Игорь Горбачев) позирует с костромскими барышнями на том месте, где сейчас стоит памятник Юрию Долгорукому.
Волна любви режиссеров начала накрывать Кострому с 50-х. Начиналось все с классики: «Ревизор», «Анна на шее», «На подмостках сцены» (экранизация водевиля «Лев Гурыч Синичкин»). А с 60-х буквально «прорвало»: фильмы в Костроме снимались практически каждый год: «Вступление», «Хоккеисты», «Женщины», «Четыре страницы одной молодой жизни», «Звёзды и солдаты» (другое название «Красное и белое»), «Три дня Виктора Чернышёва», «Дневные звёзды», «Таинственный монах», «Начало», «Снегурочка», «Счастье Анны», «Вот моя деревня», «Истоки», «Инженер Прончатов», «Мальчик и лось» (другое название «Сказка большого города»), «Два капитана», «Пыль под солнцем»…
» Кострома в истории: здесь сняли несоветский фильм
Что интересно, в половине случаев костромской край кинематографисты выбирали не из-за исторической самобытности. Режиссерам зачастую нужен был просто спокойный провинциальный городок, где меньше шума и зевак, легче организовать съемочный процесс. А местные жители – рады стараться помогать. В некоторых случаях наши городские особенности даже не просматриваются. И даже сложно понять – какие эпизоды снимались у нас в таких фильмах, как «Начало» или «Три дня Виктора Чернышёва». У нас даже снимались сцены для шукшинского фильма «Печки-лавочки», о чем поведал в свое время Георгий Бурков. В фильме вообще не просматривается Кострома. Ни разу не просматривается. Известно, что Шукшин снимал «Печки-лавочки» на любимом Алтае, в Москве и на море. Оказывается, у нас снимали как раз сцены в поезде с жуликом, в исполнении Буркова. На столичных вокзалах даже на запасных путях всегда шумно. А Кострома, как известно – своеобразный тупик, где проходит мало железнодорожных составов – удобно и тихо.
В 60-70-х если кинематографистов интересовали исторические натуры, то они использовались затейливо. В первом советско-венгерском фильме «Звёзды и солдаты» в Ипатии орудуют головорезы-белогвардейцы, расстреливая пачками красноармейцев и примкнувшим к ним мадьяр. В «Таинственном монахе» Ипатий стал украинским монастырем, по которому шныряют с маузерами под рясами остатки разбитых деникинцев. Для фильма «Пыль под солнцем» Кострома изобразила из себя родину Ленина – Симбирск, где произошел контрреволюционный мятеж, а актер Петр Вельяминов впервые в своей карьере сыграл отрицательного героя.Часто костромской край кинематографисты выбирали не из-за исторической самобытности. Режиссерам зачастую нужен был просто спокойный провинциальный городок, где меньше шума и зевак, легче организовать съемочный процесс. А местные жители – рады стараться помогать.
» Кострома в истории: в культовом фильме срослись Ипатий с Ярославским кремлем
В 80-е Кострома уже стала более востребована для исторических картин: «Юность Петра», «Борис Годунов», «Гулящие люди», «Первопечатник Иван Фёдоров», «В начале было слово». И собственно те фильмы, которые уже памятны сейчас, востребованы по сей день: «Грамматика любви», «Жестокий романс», «Очи черные».
В 90-е помимо малоизвестных типа «Сам я – вятский уроженец» и даже совсем неизвестных картин, как например «Мадемуазель О.», в Костроме продолжали снимать большое кассовое кино. Валерий Приемыхов снял у нас «Кто, если не мы», где первую роль сыграл Артур Смольянинов. Никита Михалков несколько месяцев готовил к съемкам героев для фильма «Сибирский цирюльник». Олег Янковский, Сергей Безруков и Анна Самохина блистали в «Китайском сервизе».
Было дело, что даже сами костромичи взялись за большое кино и «одолели» картину «Оборона деревни Ляпешкино» по повести костромского журналиста и писателя Владимира Рахматова. Режиссером фильма выступил костромич Виктор Елманов, главных героев сыграли актеры Костромского драмтеатра: Виктор Поздняков, Александра Пахомова, Серафима Диденко. В 90-е годы в городе даже создали местную кинокомпанию, чтобы снимать большие художественные фильмы, писались сценарии, подбирались актеры и локации, но финансовые кризисы тех лет так и не дали воплотиться мечте. На костромском материале и с участием костромских актеров был снят полнометражный комедийный фильм «Черная соль», который так и не вышел на экраны.В 90-е годы в городе даже создали местную кинокомпанию, чтобы снимать большие художественные фильмы, писались сценарии, подбирались актеры и локации, но финансовые кризисы тех лет так и не дали воплотиться мечте.
В 2000-х Кострому снова «накрыла» новая мощная киноволна: «Дикарка», «Старухи», «Хиромант», «Казароза», «Доктор Живаго», «Полонез Кречинского» (другое название «Свадьба. Дело. Смерть»), «Русские деньги», «Столыпин… Невыученные уроки», «Угрюм-река», «Флэш.ка», «Круиз», «Миннесота», «Пелагия и белый бульдог», «Исаев», «Котовский», «Тёмное царство», «Соловей-Разбойник», «Смерть в пенсне, или Наш Чехов», «Жена генерала», «М.У.Р. Третий фронт», «Страсти по Чапаю», «Бесы», «Косатка», «Ростов», «Мятеж»…
» В Костроме снимают кино о трагедии ярославского «Локомотива»
Буквально месяц назад снимались кадры для киноленты «Только Локо!» И вот уже говорят, что в сентябре в Костроме появится новая съемочная бригада со свежим кинопроектом.